bdsmion

БДСМ сообщество
 
Культурный центр BDSM
Здесь светло!
Добро пожаловать!

Вход

Что такое БДСМ? Что такое bdsmion.com?
Безопасный режим
Безопасный режим скрывает весь основной графический контент сайта (эротические фотографии, фотографии пользователей и т.д.).

Таким образом, Вы можете общаться и просматривать сайт, не опасаясь случайных досужих глаз (на работе, в интернет-кафе и других публичных местах). Это также экономит Ваш трафик.
   

Тема «Провести черту»


 
  Tematik

04Июн2023

20:00:00

 Полезный комментарий. Проголосовать.
Дмитрий Быков на youtube-канале "Живой гвоздь" порассуждал о садомазохизме как государственной идеологии России — и мимоходом проехался по БДСМ.
"Человека, который увлечён БДСМ, очень трудно перетащить на какую-нибудь созидательную деятельность. Что может быть увлекательнее, чем пытать другого человека, да ещё, особенно, если в этом есть своеобразная эротическая подоплёка? [...] Что может быть интереснее, чем мучить другого, если это безнаказанно, если тебе ничего за это не будет, если это делается в интересах государства и т.д.? Это страшный соблазн. Противостоять ему могут люди, у которых есть инстинктивное внутреннее отвращение к насилию. Таких людей очень мало. [...] Садомазохизмом, буллингом, травлей занимаются те классы, которым неинтересно учиться. [...] Для того, чтобы научиться наслаждаться удовольствиями более высокого порядка — ну там, любовь, умиление, научное познание — нужно овладеть азами знания".

Ясно, что в кашу у прекрасного Дмитрия Львовича идут и петрушка, и селёдка, и медовое пирожное, всё вперемешку. Многое в его словах справедливо, но напраслина против БДСМ — лихой перехлёст, а значит, придётся поговорить: как хлестать правильно. Что ж, поговорим. Есть разница между БДСМ и насилием. Насилие подавляет личность, но БДСМ (через взаимное принятие, игру светотени и катарсис) помогает обоим стать собой, более полно раскрыть самость. Насилие противоречит ценностям жизни, оно и пытается обесценить жизнь; тяга к разрушению (или саморазрушению) ищет не партнёра, но инструмент. Практики БДСМ, наоборот, строятся на ценностях жизни, на взаимной заботе, на уважении к границам друг друга. Объятие — да, подчас требовательное и с царапанием спины, но объятие.

Проблема в том, что "садомазохизм" — не только название полюбовных забав, но и термин с негативными коннотациями из области психиатрии и психоанализа. На самом деле "садомазохизмов" много: разная проработка понятия у Зигмунда Фрейда (1915, 1920, 1924), Вильгельма Райха (1933), Эриха Фромма (1941, 1973), Лин Коуэн (1982), Жанин Шоссгет-Смиржель (1991) и др. Единого понимания до сих пор нет, и нейтральный термин "садомазохизм", принятый в сообществе БДСМ, только добавляет путаницу. Ошибочное суждение Дмитрия Быкова, таким образом, на совести не автора, но самого языка. (Полагаю, термин неудачен ещё и потому, что ставит во главу угла переживание боли; переживание дискомфорта — это было бы точней. Многие люди умеют ценить дискомфорт той или иной степени, тогда как боль — только крайняя из степеней и далеко не для всех "приятная".)

Этологическое исследование Конрада Лоренца (1963) показало, что агрессия является врождённым свойством всех высших животных. Она не является лишь реакцией на внешние раздражители; при их отсутствии она только накапливается и рискует выплеснуться внезапно. Это открытие смежно с гипотезой Фрейда (1920) о наличии у человека двух базовых влечений — созидательного (либидо) и разрушительного (мортидо). Наивная этика требует никогда не проявлять тёмных чувств (притвориться, что пальто белое), более зрелая этика признаёт их неизбежность и даже ценность, а потому предлагает конструктивно выразить их. Это, так сказать, авторская задача о поиске выразительных средств, и она стоит перед каждым человеком, сознаёт он её или нет. БДСМ — это и есть способ (один из возможных) осознанно проработать свои бессознательные импульсы, в социально приемлемой форме выпустить пар, к тому же побаловать визави. Это подразумевает работу над собой. БДСМ начинается с ответственности. Нет, не слепое потакание инстинкту, но осознанное оформление. Это полная противоположность неконтролируемой инстинктивной жестокости, о которой рассуждает Дмитрий Быков. Если люди мало искушены в самоанализе и пренебрегают прополкой своего бессознательного, то нечего удивляться той лёгкости, с которой ими вертит их Тень. Они навешивают вздорные враждебные ярлыки на соседа, нацию, гендер. Лопаются от гнева по пустякам. Когда государство санкционирует жестокость толпы ("ату!"), они охотно впадают в экстатический раж. Является ли БДСМ волшебной пилюлей от этого мрака? Разумеется, нет. Точно так же, как декларация христианских ценностей не гарантирует, что человек возлюбил ближнего. Мало ли войн было развязано во имя того или другого бога? Проект эпохи Просвещения тоже не спас мир от Наполеоновских войн, а затем и от двух мировых. Теперь мы наблюдаем разочарование в культуре — то в немецкой, то в русской. Что же убережёт человека от внутренней тьмы? Нет, религия, образование, культура, все светозарные принципы БДСМ-сообщества — не панацея. Нам не следует их идеализировать, но все они увеличивают шансы каждого человека на успех.

Честертон говорил: "Мораль, как и живопись, предполагает, что где-то должна быть проведена черта". В БДСМ тоже проводят черту — будь то след от розги или табу партнёра. Впрочем, некоторые тематики полагают, что "БДСМ" — это синоним умопомрачительного разврата и моральной вседозволенности. Зазеркалье, где можно выпустить наружу инстинкт, не заботясь о здоровье партнёра. Даже принципы, которые образуют этическую основу БДСМ (будь то "Safe, Sane and Consensual" или, по предпочтению, "RACK", "PRICK", "SSICK"), могут казаться им досадным ограничением. Прихоть — их единственный принцип. Но это попросту означает, что они делают неправильный мёд, хоть и "орудуют" под вывеской хорошего улья. Что ж, ни одно открытое сообщество, даже самое благородное, не застраховано от проходимцев. Коты орут весной, но о музыке мы судим не по ним.

Что касается "созидательной деятельности", якобы недоступной для ценителей БДСМ... В способности созидать легко убедиться, просто посмотрев обширную библиографию достопочтенных маркиза де Сада и Леопольда фон Захер-Мазоха. А может, и самого Дмитрия Быкова. Замечательный же пассаж:

— Ты засыпаешь?
— Нет, просто успокоился. Я всегда успокаиваюсь, когда ты у меня в руках.
— Господи, как мало тебе нужно. Я сошью себе поводок. Надеюсь, в уборную ты меня отпустишь?
— Да, но ненадолго. И спать, скорее спать.
(роман "Орфография")

Дмитрий Львович хорошо чувствует садомазохистический материал — наверное, потому и рассуждает в этих категориях столь часто и с удовольствием.

Надеюсь, мне удалось распутать узлы концептуального бондажа, который связывал воедино две противоположные сущности — культуру БДСМ и насилие.

2023.06.04.

Павел Темаченко
Авторский telegram-канал @smart_bdsmart




К началу топика