Замечательный фильм "Пальцы" (США, 1978, режиссёр - Джеймс Тобак, в гл. роли - Харви Кейтел)
Там, едва ли не впервые в рамках мейнстримного кино, появились персонажи, имеющие прямое отношение к Теме и являющиеся частью субкультуры БДСМ.
РЕЦЕНЗИЯ:
Джимми - плод странного мезальянса между музыкантшей (разумеется, еврейкой) и мелким мафиози (разумеется, итальянцем).
От матери у него талант и гены, которые влекут его в мир классической музыки, элитарной публики и больших концертных залов. Джимми - начинающий пианист, он готовится к прослушиванию у знаменитого импрессарио.
От отца у него маргинальное окружение, бандитское воспитание и криминальный бизнес. Джимми - "коллектор", он вышибает долги из мелких лавочников, в пользу своего любимого папаши - жизнелюба и астматика.
И в той, и в другой его ипостаси пальцы- главный инструмент.
Если всё, что я рассказал выше, вам что-то смутно (или явно) напомнило значит вы смотрели римейк, сделанный по этому фильму, французским режиссёром Жаком Одияром - "Моё сердце биться перестало".
Фильм Одияра безусловно хорош и по праву заслужил все свои награды, но оригинал Джеймса Тобака не просто хорош. Фильм Тобака из разряда тех, которые теперь называют "незамеченный шедевр".
"Пальцы" сняты в очень модной нынче (особенно в Европе) отстранённо экзистенциальной манере, которая в 70х была совершенно новаторской. Холодный, жёсткий, имморальный взгляд, без намёка на авторское отношение к происходящему. Никакого навязывания нравственных акцентов и оценок. В Голливуде (возьмём даже шире - в Америке) такой подход не прокатывает. Картина, благодаря "мудрым" прокатчикам, прошла в США вторым экраном и осталась никем незамеченный, её отнесли к разряду второсортного трэшака "категории Би".
Однако, фильм снимал гарвардский выпускник, писатель и интеллектуал - Джеймс Тобак (это был его режиссёрский дебют). Тобака не сильно интересовали примитивные гангстерские разборки, сами по себе. Он рассказывал историю распада личности, снимал притчу о шизофрении, с замахом на очень серьёзные обобщения.
Впрочем, когда я написал про то, что фильм "никто не заметил", я лукавил. Был один парень, который смотрел в юности, кажется, всё подряд и делал выводы, которые в последствии оборачивались блеском золота. Паренька этого звали - Квентин Тарантино. Царь Мидас современного Голливуда.
Квентин фильм запомнил и не раз о нём вспоминал публично (однажды даже самолично интервьюировал Тобака для ТВ), что скорее всего и подтолкнуло Одияра на создание римейка. С лёгкой руки Тарантино фильм утвердился в категории культовых.
Но теперь о главном. А главное в "Пальцах" - фантастическая игра великого Харви Кейтеля. Вариантов истории про "д-ра Джекила и м-ра Хайда" мировое кино знало великое множество, чудеса подобного перевоплощения зрителю демонстрировали Чарли Чаплин и Спенсер Трейси, Джон Малкович и Фредди Марч, Пол Мэсси и Энтони Перкинс, Паоло Вилладжо и Джерри Льюис, и даже Шон Янг. Но все они, по большей части, ограничивались чудесами техничного лицедейства.
Кейтель же заглянул в глубину метафизической бездны. Во всяком случае, местами, мне мнилось именно это. В его игре самое главное не вспышки утончённой нежности или агрессивного безумия, а то пограничное состояние, когда не знаешь, кто в нём сейчас проснётся - рафинированный эстет, уличный бычара или совершенно инфернальный замес из того и другого одновременно. Причём, это никогда не бывает предсказуемо, это не зависит ни от ситуации, ни от формальных мотиваций. В "пограничном состоянии" нервно пульсирует жилка грядущего непредсказуемого перевоплощения. Она, эта "жилка", выстраивает всю картину, держит в постоянном напряжении и создаёт некую магнетическую харизму фильма. Эта "жилка" и есть главное в игре Кейтеля. То, что выделяет его в ряду перечисленных мной артистов. Роль Джимми Фингерса - вершина актёрского мастерства. Возможно даже, что и лучшая в карьере Кейтеля, а там есть из чего выбрать.
BTW: Эта безумная "жилка" очень ярко отыграна в том, как Джимми навязывает окружающим свой (не самый банальный) музыкальный вкус, расхаживая везде с магнитолой, включенной на полную громкость.
И ещё более ярко, пожалуй, она отыграна в истории странной любви Джимми к загадочной девушке, которая оказывается БДСМной рабыней брутального негра Дримса. Кстати, по-моему это первое, если вообще не единственное, обращение в кино к такому субкультурному явлению, как BDSM L/S.
Отдельно хотелось бы отметить неординарный кастинг - в "Пальцах" занят пёстрый и очень интересный набор исполнителей. Судите сами:
Джим Браун (тот самый Дримс) - легенда американского футбола.
Тиза Фарроу (та самая возлюбленная Джимми) - младшая сестра знаменитой Миа Фарроу, более красивая, чем Миа, но гораздо менее успешная.
Таня Робертс (подружка мафиозного Босса, которую Джимми показательно насилует в туалете) - одна из "девушек Бонда".
Эд Маринаро - ещё одна американская футбольная звезда.
Дэнни Айелло - здесь он ещё шестерит на другого мафиози.
Доминик Чайниз и Энтони Сирико - будущие звёзды "Клана Сопрано".
Резюмирую: фильм экстра-класса, к просмотру обязателен.
(рецензия написана мной пару лет назад)
|